Что такое дисграфия у ребенка и как с ней бороться

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет дисграфия у детей. Вы узнаете, по каким причинам может развиваться данное состояние и, как с этим бороться, что делать, чтобы предотвратить.

Классификация

Ребенок что-то задумчиво пишет

  1. Акустическая. Данная форма развивается при нарушениях с фонематическим слухом:
  • малыш не способен дифференцировать близкие по произношению звуки;
  • так со временем, при письме, в словах будут заменяться буквы, похожие акустически или артикуляционно;
  • карапуз может путать, например, «б» с «п», «ш» с «с», «о» и «у», «р» и «л»;
  • может не смягчать буквы на письме, например, слово «любит» напишет – «лубит».
  1. Моторная. Проявляется в проблемах с работой кисти при написании текстов. Также характерны проблемы с взаимосвязью моторных образов и зрительных. Может развиваться писчий спазм.
  2. Оптическая дисграфия у детей характеризуется несформированными зрительнопространственными функциями. К основным признакам данного состояния относят:
  • малыш неправильно пишет буквы, в частности имеет место зеркальное изображение;
  • ребенок путает визуально схожие буквы;
  • может не дописывать части литер или добавлять к ним лишние кусочки.

Нужно знать, что написание текста слева направо наблюдается при повреждении мозга органического характера у левшей.

Оптическая форма разделяется на:

  • вербальную — трудности при воспроизведении отдельных звуков;
  • литеральную — буквы при написании искажаются, происходит замена визуально похожих, при этом сохраняется нормальное воспроизведение отдельных букв;

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, которое проявляется у детей в виде трудностей с написанием букв, слов и предложений. Врачи отмечают, что данное состояние может быть связано с недостаточной развитостью моторики, а также с проблемами в восприятии и обработке информации. Специалисты рекомендуют родителям не паниковать, если у ребенка возникают трудности с письмом, а обратиться к логопеду или психологу. Эффективными методами борьбы с дисграфией являются специальные упражнения для развития мелкой моторики, занятия по коррекции письма и использование игровых методов обучения. Важно создать для ребенка комфортную и поддерживающую атмосферу, где он сможет развивать свои навыки без страха перед ошибками. Своевременная помощь специалистов и терпение родителей могут значительно улучшить ситуацию и помочь ребенку успешно справиться с дисграфией.

ДИСЛЕКСИЯ: как преодолеть трудности с чтением и письмом? Отвечает эксперт Татьяна ЧерниговскаяДИСЛЕКСИЯ: как преодолеть трудности с чтением и письмом? Отвечает эксперт Татьяна Черниговская

Возможные причины

Женщина держит свой большой беременный живот

  1. Наследственный фактор, который влияет на задержку в развитии определенных функций.
  2. Присутствие функциональных причин, влияющих на дислексию и задержку психоречевого развития, в частности длительное соматическое заболевание.
  3. Недоразвитость или поражение головного мозга, которое могло возникнуть в пренатальном, натальном или постнатальном периоде. Факторы, которые к этому приводят:
  • асфиксия;
  • менингит;
  • патологии при вынашивании ребенка;
  • травмы во время родовой деятельности;
  • инфицирование;
  • серьезное соматическое заболевание, влияющее на истощение нервной системы.
  1. Социально-психологические факторы, а именно:
  • дефицит разговорной речи;
  • неправильная речь окружающих, нечеткая;
  • наличие двух языков в семье;
  • невнимательность взрослых к развитию малыша;
  • преждевременное обучение грамоте, когда еще отсутствует психологическая подготовленность.

Характерные признаки

Учитель исправляет девочке в тетради ошибки

О том, что у малыша имеет место дисграфия можно судить при наличии следующих симптомов:

  • неразборчивый почерк;
  • много ошибок при письме;
  • неспособность различать «мягкий знак» и «р»;
  • замена букв, находящихся в сильной фонетической позиции, например, малыш напишет слово «корофкий» вместо «короткий»;
  • под диктовку малыш пишет крайне медленно;
  • теряется одна буква в слове, например, вместо «окно» ребенок напишет «окн».

Данное состояние часто может сопровождаться патологией зрения, отклонениями в речевом развитии и слухе, неврологическими дисфункциями.

Детский медицинский центр. Логопед-дефектолог высшей категории. Коррекция дисграфии у детей.Детский медицинский центр. Логопед-дефектолог высшей категории. Коррекция дисграфии у детей.

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, которое может проявляться у детей в виде трудностей с написанием букв, слов и предложений. Многие родители замечают, что их ребенок не может аккуратно и быстро записывать мысли, что вызывает у него стресс и неуверенность. Педагоги и психологи подчеркивают важность ранней диагностики и поддержки. Существует множество методов, которые помогают справиться с дисграфией: от специальных упражнений на развитие моторики до использования компьютерных программ. Также важно создать комфортную атмосферу для обучения, где ребенок сможет чувствовать себя уверенно. Родители могут активно участвовать в процессе, предлагая игры и задания, которые развивают навыки письма в увлекательной форме. Главное — не терять терпение и верить в успех, ведь с правильным подходом можно значительно улучшить навыки письма у ребенка.

Диагностика

Доктор общается с ребенком

Если вы подозреваете у малыша наличие дисграфии, то необходимо посетить невролога, окулиста, лора и логопеда.

У ребенка проверяют:

  • слух;
  • письменное написание букв;
  • развитие устной речи;
  • остроту зрения;
  • проверяют структуру артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики, центральной нервной системы;
  • определяют умение фонематически анализировать речи.

Для подтверждения диагноза будут проводиться следующие тесты:

  • выделение заданного звука в слове;
  • придумывание новых слов;
  • распределение картинок по начальному звуку;
  • особенности разделения слова на слоги;
  • сравнивание по звуковому составу;
  • возможность выявить неправильное произношение, воспроизводимое другим человеком;
  • умение выделять заданный звук из ряда других.

Если проверка необходима дошкольнику, то обращают внимание на качество рисунков ребенка и его отношение к этому процессу. Если малыш не любит это занятие и при анализе рисунка можно обнаружить рваные, прерывистые, дрожащие линии, слабый или сильный нажим карандаша, то, скорее всего, имеет место дисграфия.

Методы лечения

Девочка учит с мамой звук"А". Перед ней пластиковая буква

Дисграфия у детей, коррекция включает в себя следующие моменты:

  • при оптической форме письменно выполняются специальные упражнения, главная задача научиться узнавать и различать схожие предметы, элементы;
  • упражнения для развития памяти, восприятия, мышления;
  • используют речевые игры для развития языкового синтеза и анализа, например, речевую арифметику или наборщик, ребенку предлагают придумать или отгадать ребус или загадку;
  • работа, направленная на развитие лексико-грамматической структуры речи;
  • при акустической форме дают задания, основанные на формировании распознавания фонем на уровне слогов, словосочетаний;
  • если нарушено звукопроизношение, выполняется задание на автоматизацию, постановку звуков речи и обучение различия со схожими по произношению;
  • если имеют место органические факторы появления дисграфии, то может возникнуть необходимость в медикаментозной терапии, лечебной физкультуре, массаже и физиотерапии.

Занимаемся дома

Дочка "дает пять" маме. Закончили с письмом

Если выявлена дисграфия у детей дошкольного возраста, то лучше сразу обратиться за помощью к специалистам, не запускать состояние ребенка. Иногда родители хотят обойтись своими силами.

  1. Развивать моторику можно при помощи лабиринта. Важно, чтобы малыш проводил линию без отрыва, движение совершал исключительно рукой, листок не перемещал. Благоприятное воздействие окажет штриховка, рисование графических диктантов, нахождение букв и предметов в сюжетных картинках.
  2. Чтоб развить внимание, если имеют место оптикопространственные нарушения, дают задания на:
  • буквенное конструирование из отдельных элементов;
  • превращение одних букв в другие;
  • расшифровку символов, которыми изображают буквы;
  • задают искать литеры в предметах;
  • вставлять пропущенные слова в предложение или буквы в слова;
  • чтоб малыш смог зрительно запомнить то, как выглядит буква, ему поможет упражнение, при котором нужно будет обводить в тексте или вычеркивать заданную букву.
  1. Если имеет место нечеткое или неправильное произношение звуков, то необходимо в предложенных словах пытаться найти загаданный звук, придумывать новые слова с ним. Эффективным является изучение скороговорок и стихов.
  2. Если есть необходимость в развитии лексико-грамматического построения речи, то можно заняться игрой «скажи наоборот». Задача малыша — к услышанному слову подобрать вариант с противоположным значением.
  3. Если отсутствует фонематическая система, нужно выполнять упражнения на определение расположения звуков в длинном слове. Для этого необходимо слово разрезать на три части, чтобы имелось начало, середина и конец. Задача ребенка – определять, из какой части заданный звук. Также можно играть, создавая новые слова из последнего слога.

Меры предосторожности

Мама занимается с ребенком, складывают в большой куб мелкие детали

Профилактика дисграфии у детей включает в себя следующие мероприятия:

  • развитие психических функций еще до начала освоения письма;
  • занятия для развития крупной и мелкой моторики;
  • обучающие игры;
  • упражнения на развитие памяти и внимания, мышления;
  • занятия на музыкальном инструменте.
Профилактика дисграфии у детей дошкольного возрастаПрофилактика дисграфии у детей дошкольного возраста

Если у ребенка отсутствует серьезное нарушение, то дисграфию может сделать обратимой. Важно заниматься со своим малышом, начиная с раннего возраста, развивать его навыки. При малейшем подозрении на дисграфию, нужно своевременно обращаться к узким специалистам для подтверждения диагноза и начала коррекции состояния.

Вопрос-ответ

Можно ли исправить дисграфию у ребенка?

Лечение дисграфии у детей. Коррекция высших психических функций – достаточно длительный процесс, требующий внимания и терпения не только от самого ребенка, но и от его родителей. Правильная психологическая поддержка взрослых и систематические занятия со специалистами – залог полного устранения дисграфии.

Можно ли полностью избавиться от дисграфии?

Полностью избавиться от дисграфии может быть сложно, так как это специфическое нарушение, связанное с особенностями работы мозга. Однако с помощью специализированной терапии, обучения и практики можно значительно улучшить навыки письма и компенсировать трудности, что позволяет людям с дисграфией успешно справляться с повседневными задачами.

От чего появляется дисграфия?

Обычно в основе нарушения по данному типу лежит нарушение в дошкольном возрасте в виде дислалии (нарушение звукопроизношения), дизартрии, ринолалии. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания – при данной форме на письме ребенок заменяет фонетически близкие звуки (ц-т, ч-щ, п-б, м-н и т. п.).

Можно ли вылечить дислексию и дисграфию?

Дислексия и дисграфия создают серьезные трудности для успешной учебы ребенка в школе. Однако благодаря современным методам диагностики и коррекции, своевременной помощи узкопрофильных специалистов дети с этими расстройствами могут успешно преодолеть трудности в чтении и письме.

Советы

СОВЕТ №1

Обратитесь к специалисту. Если вы заметили у ребенка трудности с письмом, важно проконсультироваться с логопедом или психологом. Они помогут определить степень дисграфии и предложат индивидуальную программу коррекции.

СОВЕТ №2

Создайте комфортную атмосферу для обучения. Убедитесь, что у ребенка есть тихое и удобное место для занятий. Избегайте отвлекающих факторов, чтобы он мог сосредоточиться на письме и развивать свои навыки.

СОВЕТ №3

Используйте игровые методы обучения. Включайте в занятия игры, которые развивают мелкую моторику и координацию. Это может быть лепка, рисование или специальные упражнения с буквами, что сделает процесс обучения более увлекательным.

СОВЕТ №4

Регулярно практикуйтесь. Установите режим занятий, чтобы ребенок мог регулярно тренироваться в письме. Постепенно увеличивайте сложность заданий, чтобы поддерживать интерес и мотивацию к обучению.

Ссылка на основную публикацию
Похожее