Причины возникновения и лечение задержки речевого развития у детей

Речь позволяет людям взаимодействовать и обмениваться мыслями, поэтому является важнейшим психологическим процессом. Существуют возрастные нормы становления речи, которые могут немного колебаться у каждого отдельного индивида. Но иногда, ввиду ряда причин, возникает такая патология как задержка речевого развития у детей. Мы поговорим о ней подробнее, выясним причины и расскажем, как лечить такое состояние.

Основные причины задержки речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – это довольно распространенная проблема, ведь к ее возникновению может приводить огромное количество причин. Их для более легкого восприятия стоит разделить на три группы:

  1. Пренатальные – оказывают свое воздействие во внутриутробном периоде. Данные факторы могут вызвать нарушения строения органов речи и слуха, гидроцефалию, гипоксию головного мозга.
  2. Интранатальные – возникают во время родов. Сюда можно отнести родовую травму и гипоксию вследствие обвития пуповиной.
  3. Постнатальные – различные факторы, которые действуют на ребенка уже после его рождения. В качестве примера сюда подходят перенесенные инфекционные заболевания головного мозга и его оболочек, черепно-мозговые травмы, расстройства нервно-психического характера.

Ребенок узнает новые слова и их значение именно от окружающих его людей. Поэтому причиной ЗРР может стать также и педагогическая запущенность. Это ситуация, при которой с ребенком никто не разговаривает, не занимается и он попросту предоставлен сам себе.

Именно из-за такого разнообразия причин врачу бывает очень сложно выяснить, какая из них стала основной в конкретном клиническом случае. Очень важно вовремя заметить проблему и начать лечение, ведь провоцирующий фактор может влиять постоянно и лишь усугублять ситуацию.

Врачи отмечают, что задержка речевого развития у детей может быть вызвана множеством факторов. Среди них генетическая предрасположенность, нарушения слуха, а также недостаток общения в раннем возрасте. Психологические аспекты, такие как стресс в семье или отсутствие эмоциональной поддержки, также играют важную роль. Специалисты подчеркивают, что ранняя диагностика и комплексный подход к лечению являются ключевыми для успешного преодоления этой проблемы. Логопеды и психологи рекомендуют индивидуальные занятия, игры на развитие речи и активное вовлечение родителей в процесс обучения. Важно создать благоприятную языковую среду, где ребенок сможет свободно экспериментировать с речью и получать положительные отклики. Регулярные консультации с врачами помогут отслеживать прогресс и корректировать методы работы в зависимости от потребностей ребенка.

Задержка речевого развития это не диагноз?Задержка речевого развития это не диагноз?

Нормальное развитие речи

Чтобы отличать норму от патологии, следует знать, как должна развиваться речь у здорового ребенка:

  • Первый год жизни малыша является подготовительным. В 1,2-3 месяца он должен издавать такие звуки, как гуление, с пяти месяцев может появляться лепет, переходящий в лепетные слова в 8 месяцев.
  • Из уст девочек первые слова звучат в 9-10 месяцев. Мальчики немного отстают – у них эта способность появляется в 11-12 месяцев.
  • В возрасте 12 месяцев малыш должен говорить примерно десять легких слов (мама, дядя, баба). При этом он может указать на те предметы, которые ему называют (игрушку, яблоко, чашку), хоть сам произнести их названия еще не способен.
  • Примерно в 1,5 года происходит «лексический взрыв». Это означает, что ребенок начинает произносить те слова, значение которых прекрасно понимал и раньше.
  • В 3 года у ребенка уже должна быть связная речь. То есть он способен формировать несложные предложения и отвечать на вопросы взрослых. Его словарный запас составляет в этом возрасте 500-800 слов, а через год увеличивается примерно в два раза. Задержка речевого развития, 3 года игнорирующаяся родителями, будет очень трудно поддаваться лечению.

Эти возрастные границы могут расширяться в одну и другую сторону ввиду индивидуальных особенностей. Для девочек допускается отставание на 2-3, для мальчиков – на 4-5 месяцев.

Симптомы нарушения речевого развития

ЗРР подразумевает под собой замедленное формирование всех умений:

  • издавать характерные для конкретного возраста звуки;
  • проговаривать отдельные слова и нарабатывать словарный запас;
  • строить фразы и предложения;
  • связно разговаривать.

Не все родители знают нормы развития тех или иных умений ребенка, поэтому часто пропускают ЗРР.

Насторожить и заставить обратиться к специалисту должны такие симптомы у ребенка:

  • В возрасте до 1 года совсем не издает никаких звуков или же они однотипные.
  • Если ребенок не реагирует на обращенную к нему речь, это задержка речевого развития в 1 год.
  • Не произносит никаких слов в 1-1,5 года или проявляет слабые попытки это сделать.
  • Не указывает на названные взрослыми предметы в 1,5-2 года.
  • Не знает ни одного слова в 2 года.
  • Вместо речи объясняет свои потребности с помощью жестов и мимики.
  • Не может сформировать элементарных предложений в 2,5-3 года.

В первую очередь родителям необходимо обратиться к педиатру. Он оценит общее развитие ребенка и выяснит, не является ли ЗРР синдромом задержки психоречевого развития. Обязательно малыша должны осмотреть ЛОР, детский невролог и психиатр. Только комплексная оценка даст понять, что стало причиной ЗРР и выбрать правильную тактику лечения.

В процессе обследования необходимо разобраться, нормальная ли у малыша острота слуха, в каком состоянии речевой аппарат. А также могут понадобиться такие методы как электроэнцефалография и УЗИ сосудов головы и шеи. Такой специалист как психиатр исключит или подтвердит наличие у ребенка аутизма, олигофрении и любых других отклонений.

Задержка речевого развития у детей вызывает множество обсуждений среди родителей и специалистов. Многие считают, что причиной могут быть как генетические факторы, так и влияние окружающей среды. Например, недостаток общения с взрослыми или ограниченный доступ к развивающим играм могут негативно сказаться на речевых навыках. Психологи подчеркивают важность раннего выявления проблемы, так как это позволяет начать коррекцию вовремя. Лечение часто включает занятия с логопедом, игры на развитие слуха и памяти, а также использование специальных методик. Родители отмечают, что терпение и регулярные занятия приносят положительные результаты, и дети постепенно начинают говорить более уверенно. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к лечению должен быть индивидуальным.

Задержка речевого развития у детейЗадержка речевого развития у детей

Какие методы лечения задержки речевого развития используются на практике

Лечение задержки речевого развития обязательно должно быть ранним и комплексным. Достичь хорошего эффекта можно лишь в том случае, если над проблемой ребенка будет работать не только группа специалистов, но и сами родители.

Так как чаще всего ЗРР является следствием неврологических расстройств, ребенком должен заниматься детский невролог. В процессе лечения используют такие методы:

  • Медикаментозные. Применяют ноотропные препараты, улучшающие метаболизм в тканях головного мозга, а также витамины и минеральные вещества.
  • Транскраниальная микрополяризация. Суть этого метода в воздействии тока небольшой силы на речевые зоны в мозге – Брока и Вернике.
  • Массаж, магнитотерапия и электроакупунктура.

Обязательно в процессе лечения должны участвовать такие специалисты как дефектологи и логопеды. Но важно помнить, что они не занимаются основным лечением. Их можно назвать, скорее, учителями. Они помогают ребенку выговаривать разные звуки, слова, строить предложения и рассказы. Логопеды могут начать свою работу с ребенком, когда ему выполнится 4 или 5 лет.

Но лечить ЗРР нужно начинать намного раньше – как только вы заметили проблему. Если оттягивать до наступления возраста, необходимого для занятий с логопедом, у ребенка может развиться еще и задержка психического развития.

Очень важно создать для малыша комфортную обстановку дома. Нужно уделять ему максимум внимания, объяснять, как называются окружающие его предметы, общаться с ним. Малейшие попытки говорить необходимо поощрять, и при этом хвалить малыша.

Если вы заметили, что у вашего ребенка задержка речевого развития, 2 года ему или всего 12 месяцев, нужно немедленно обращаться к врачу. Ранняя диагностика и правильное лечение уберегут от необоротных изменений и позволят вашему ребенку расти и развиваться на одном уровне со сверстниками.

Задержка развития речи: кто поможет ребенку заговоритьЗадержка развития речи: кто поможет ребенку заговорить

Вопрос-ответ

Можно ли вылечить задержку речевого развития?

МОЖНО ЛИ ВЫЛЕЧИТЬ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ? Абсолютно каждому ребёнку с задержкой речевого развития можно помочь. Конечно, эффективность лечения ЗРР будет зависеть от причины и тяжести патологии, поэтому начинать коррекцию нужно как можно раньше, пока речевой дефект не укрепился окончательно.

Какого витамина не хватает при задержке речи?

Витамин В12 – один из основных для профилактики и коррекции задержки речевого развития, алалии. Т. к. участвует в синтезе миелина (именно его недостаток является одной из важных причин указанных нарушений).

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на ранние признаки задержки речевого развития. Если ваш ребенок не начинает говорить к 2 годам или не использует простые фразы к 3 годам, это может быть поводом для обращения к специалисту. Чем раньше вы начнете работу над развитием речи, тем больше шансов на успешное преодоление проблемы.

СОВЕТ №2

Создайте языковую среду для ребенка. Читайте ему книги, рассказывайте истории, задавайте вопросы и поощряйте его отвечать. Используйте игры, которые способствуют развитию речи, такие как «Что это?» или «Назови предмет». Это поможет ребенку развивать словарный запас и навыки общения.

СОВЕТ №3

Не стесняйтесь обращаться за помощью к логопеду или детскому психологу. Специалисты могут предложить индивидуальные занятия и методы, которые помогут вашему ребенку развить речевые навыки. Регулярные занятия с профессионалом могут значительно ускорить процесс.

СОВЕТ №4

Поддерживайте позитивную атмосферу и не критикуйте ребенка за ошибки в речи. Поощряйте его за попытки говорить и выражать свои мысли. Это поможет ему чувствовать себя уверенно и мотивированно, что является важным аспектом в процессе развития речи.

Ссылка на основную публикацию
Похожее